Экономное управление автомобилем SHAANXI EVRO-3
2.6. Экономное управление автомобилем
Оптимизация состояния автомобиля.
Постоянный уход и техническое обслуживание автомобиля.
Оптимальные показатели расхода топлива достигаются только на автомобиле в безупречном техническом состоянии (например, чистый воздушный фильтр, эффективное охлаждение)
Правильная регулировка спойлера на крыше.
Спойлер на крыше должен быть настроен в соответствии с габаритами кузова или полуприцепа. Только таким образом можно добиться реальной экономии топлива.
Предотвращение излишнего сопротивления движения.
Тщательно закрепленный тент и установка регулируемого каркаса тента на минимально возможную высоту способствует увеличению срока службы тентов, сокращению сопротивления воздуха и значительному снижению расхода топлива.
Точное соблюдение давления в шинах.
Давление воздуха в шинах на 1 Бар ниже нормы приводит к увеличению расхода топлива до 5%. Этот перерасход возникает за счет увеличения работы деформации шины, причем энергия привода преобразуется в тепло. Это также приводит к сокращению срока службы шины.
Бережное отношение к сцеплению
Срок службы сцепления во многом зависит от правильного обращения. При неправильном обращении срок службы значительно сокращается. В худшем случае сцепление может быстро сломаться от перегрева. Чем сильнее загружен автомобиль и чем круче подъем или уклон, тем ниже выбирается передача. Выбор низкой передачи для начала движения и низкой частоты вращения, а также подача газа только после закрытия сцепления значительно сокращается износ сцепления.
Воздействия выбранной передачи и частота вращения двигателя при начале движения с места приведены на графиках (Рис. 37).
Своевременное переключение передач.
Если для преодоления подъема требуется переключение на низшую передачу, переключение следует выполнить незадолго до начала подъема, чтобы войти в подъем с достаточной частотой вращения и преодолеть его по возможности без дополнительных переключений коробки передач.
Внимание! Не переключайте передачи без необходимости, используйте крутящий момент двигателя.
Каждое переключение передачи означает потерю времени и скорости, вызванную прерыванием тягового усилия, и влияет на увеличение расхода топлива. Это также
становится причиной повышенного износа сцепления и синхронизатора.
Со ступенчатой коробкой передач:
Пропускайте передачи по возможности; делите по необходимости.
При переключении на верхнюю и нижнюю передачу следует пропускать ненужные передачи. Делитель коробки передач следует подключать только для того, чтобы на
затяжных подъемах эксплуатировать двигатель в оптимальном диапазоне частоты вращения.
Экономичное обслуживание двигателя
· Запустите двигатель.
Нажатие педали акселератора при запуске двигателя не допускается. Электроника Lвигателя регулирует объем впрыска топлива в процессе запуска двигателя, учитывая при этом также температуру двигателя. Таким образом предотвращается вспрыск нежелательно больших объемов топлива и соответственно - дымление.
· Прогрев двигателя.
Температура двигателя на холостых оборотах при незначительной нагрузке повышается очень медленно. Поэтому двигатель следует прогреть не при неподвижном транспортном средстве, а при движении со средней нагрузкой. Таким образом двигатель коробка передач и ведущие мосты достигают рабочей температуры наиболее экономичным способом. Потерь по времени не возникает, так как в этом случае пропускается время прогрева двигателя во время стоянки.
· Отопление автомобиля
Так как двигатель автомобиля спроектирован в качестве приводного двигателя, его эффективность в качестве «системы отопления» на холостом ходу не является
оптимальной! Система дополнительного отопления потребляет всего от 1/4 до 1/3
объема топлива, которое расходуется двигателем автомобиля на холостом ходу. При этом также сокращаются вибрация, шумность и выхлоп.
· Автомобиль во время стоянки.
Во время продолжительных стоянок автомобиля есть смысл останавливать двигатель. Расход топлива на холостых оборотах составляет от 1 до 2 литров в час.
· Остановка двигателя.
Перед остановкой двигателя не нажимайте на педаль акселератора. Это не дает ничего, кроме излишнего расхода топлива.
Экономичный режим движения
· Низкая частота вращения, высокая нагрузка
Экономичный режим эксплуатации дизельного двигателя с турбонаддувом достигается примерно на 50-70% номинальной частоты вращения и примерно на 80% полной нагрузки. Поэтому в нормальном режиме движения следует по возможности эксплуатировать двигатель в зеленом секторе тахометра с высокой нагрузкой.
· Большая мощность по необходимости; низкая частота вращения по возможности.
При большой потребности в мощности, например, при движении по горным дорогам, при обгоне и вхождении в транспортный поток, следует использовать полную мощность до номинальной частоты вращения.
· Использование тахометра.
Частота вращения имеет определенное значение для соблюдения экономичного режима движения. По возможности включайте передачу, на которой двигатель будет работать в оптимальном диапазоне частоты вращения. Оптимальный диапазон частоты вращения обозначен на тахометре «зеленым сектором».
· Равномерное движение.
Равномерный режим движения без значительных разгонов или колебаний скорости способствует высокой средней скорости при сокращении расхода топлива, например, в
том числе путем использования переключения светофоров.
· Соблюдение дистанции.
Соблюдение достаточной дистанции до движущего впереди автомобиля является не
только мерой безопасности, но и дает возможность адаптации режима движения к изменяющейся ситуации на дороге. Соблюдение большой дистанции позволяет меньше
тормозить и соответственно меньше ускоряться. Это позволяет сократить расход топлива, так как меньше приходится «нажимать на педаль акселератора».
· Использование инерции.
Тяжелое транспортное средство обладает большой инерцией массы. Это означает, что потеря скорости «разогнанного» автомобиля без привода происходит очень медленно. Этот инерционный эффект можно использовать в целях экономии топлива, например, своевременно «сбрасывая газ» перед гребнем горы или двигаясь накатом на ровном участке пути.
При соответствующей дорожной ситуации на ровном шоссе можно отпустить педаль акселератора уже примерно за 800 метров до выезда с автотрассы: потери по времени при этом минимальны.
Перед достижением дна долины следует своевременно отпустить тормоз и набрать инерцию, если это позволяют ситуация на дороге и правила дорожного движения.
Набранную таким образом кинетическую энергию движения автомобиля не нужно «зарабатывать» новым ускорением с расходом дополнительного топлива.
· Предотвращение ненужных остановок и излишних торможений
Медленное рассчитанное движение накатом вместо остановки (например, перед светофором) способствует сокращению расхода топлива благодаря отсутствию необходимости начала движения, и позволяет избежать излишней нагрузки на трансмиссию. При ускорениях с 0 до 60 км/ч 40-тонный автопоезд расходует, например, около 0,5 литров топлива.